В статье рассматривается использование Бельгией, Нидерландами и Люксембургом высшего образования как инструмента укрепления собственной «мягкой силы». Используется интегрированная методология, включающая как концепцию «мягкой силы», позволяющую рассмотреть политику в области высшего образования как инструмент формирования имиджа страны, так и наработки, сделанные исследователями проблематики на стыке сфер высшего образования и иммиграции. Автор проводит сравнение «максимально подобных» кейсов стран Бенилюкс, чтобы показать разницу подходов трех правительств, а также опирается на данные национальной и международной статистики и официальные документы правительств трех стран, приводит показатели рейтингов престижности университетов и «мягкой силы». Сделан вывод об успешном достижении цели, которую страны ставили перед собой в 2000-е гг.: встроить системы высшего образования в контекст глобализации; курсы трех стран в области высшего образования были направлены на создание имиджа инновационных, динамичных стран с сильной экономикой, в первую очередь – на получение экономической выгоды (путем привлечения студентов-будущих высококвалифицированных специалистов). Констатируется наличие разнонаправленных тенденций в области интернационализации высшего образования в регионе. В то же время в Нидерландах происходит отступление от указанной стратегии в пользу приоритета студентам-нидерландцам (путем снижения доли студентов-иностранцев и смены языковой политики в образовании), что связывается с ухудшением общественного отношения к иммигрантам, распространяющегося и на образовательных иммигрантов.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации