В статье на основе документов и статистики ЕС проводится сравнительный анализ планирования и реализации проектов программы Евросоюза «Эразмус+» (Erasmus+) в пяти странах Центральной Азии в периоды 2014–2020 гг. и 2021–2027 гг. Рассматриваются такие аспекты, как объемы и направления финансирования, доступные для региона, статистика участия в проектах по странам. Анализ показал, что, во-первых, после пикового периода 2014–2020 гг. произошло сильное сокращение выделяемых Центральной Азии средств из Erasmus+ на 2021–2027 гг. Во-вторых, в целом сохранилась структура направлений работы в регионе с фокусом на проектах поддержки реформ вузов и системы высшего образования и на академической мобильности. В-третьих, если в 2014–2020 гг. главным участником проектов Erasmus+ был Казахстан, единственный официальный участник Болонского процесса среди стран региона, то в 2021–2027 гг. первым приоритетом стал Узбекистан, где с 2017 г. проходят структурные реформы высшего образования. С опорой на данные национальных министерств и Института статистики ЮНЕСКО определено на примере Казахстана и Узбекистана, что в 2017–2022 гг. имел место двукратный рост образовательной миграции из стран Центральной Азии в ЕС. Существенную долю в международных связях вузов Казахстана и растущую в связях вузов Узбекистана занимают страны ЕС. Сделан вывод, что даже с урезанным финансированием программа Erasmus+ содействует диверсификации образовательных связей стран Центральной Азии и ЕС в ущерб образовательной дипломатии России.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation