Активность Евросоюза в области ограничительных мер (санкций), а также их жёсткость вызвала удивление как среди практиков, так и среди ученых. Современная дискуссия сосредоточена на оценке последствий санкций для ЕС, России и их взаимоотношений, а также исследует институциональные и нормативные аспекты принятия и исполнения мер. Цель статьи – сформулировать на основе концепции безопасности два недооцененных фактора, которые обуславливают устойчивость ограничительных мер ЕС в отношении России. Первый связан с базовым для идентичности ЕС мифом об интеграции как проекте мира и распространения ценностей. В этом контексте санкции становятся инструментом, с помощью которого ЕС обеспечивает сохранение идентичности и отгораживается от несогласных. Второй фактор связан с онтологической безопасностью граждан ЕС. Ограничительные меры позволяют ЕС секьюритизировать экономический спад, иммиграцию и ряд других аспектов и возложить на Россию ответственность за ухудшение ситуации в этих областях, что снижает чувство незащищенности среди граждан. В результате такой артикуляции происходят структурные изменения внутри ЕС и в сфере внешних связей. Во-первых, сглаживаются противоречия между элитами и гражданами, так как для обеих групп санкции становятся важным аспектом безопасности. Во-вторых, легитимируются институциональные решения, укрепляющие санкционный режим. Наконец, санкции для ЕС становятся инструментом структурирования мирового пространства, его деления на широкий спектр партнеров, мыслящих сходным с ЕС образом, и других акторов. Эти два фактора демонстрируют, что отказ от санкций в ближайшее время маловероятен, поскольку он будет означать повышение онтологической опасности для ЕС.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation