В статье проанализирована политика идентичности в международном образовательном сотрудничестве, которую реализовывали Россия и ЕС в 2014‒2024 гг. В 2014 г. РФ и ЕС заявили о наличии открытого политического конфликта между собой, что было обозначено во внешнеполитических документах. Политика идентичности рассматривается как целенаправленная деятельность политических акторов по формированию макроидентичности, что соответствует конструктивистскому подходу в изучении идентичности. Эмпирическую основу статьи составляют официальные документы РФ и ЕС и данные о международной академической мобильности. РФ и ЕС осуществляли интенсивное образовательное сотрудничество почти тридцать лет, частью которого была политика идентичности. Для ЕС было важно распространение ценностей европейской интеграции и формирование европейской идентичности, в том числе в отношениях с Россией. В 2000-е гг. в российских документах было сформулировано понятие «Русский мир» как важная составляющая международного образовательного сотрудничества. После 2014 г. Россия и ЕС сохранили международное образовательное сотрудничество, однако произошла его секьюритизация, усилилось ценностное противостояние. Важнейшей задачей, которую стараются решить РФ и ЕС, является проблема старения населения и необходимость в высококвалифицированных кадрах. Для ее решения необходимо привлечение талантливой молодежи, которая бы разделяла ценности, заявляемые организаторами и спонсорами международного образовательного сотрудничества, и что способствовало бы интеграции образовательных мигрантов в принимающее общество. Исследование подтверждает важность ценностного аспекта международного образовательного сотрудничества для решения экономических и политических задач.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation