Статья посвящена анализу аргументов, к которым прибегают итальянские интеллектуалы, католические иерархи и богословы для объяснения своего отношения к проблеме элитизма вообще и элитизма в Церкви. Цель статьи – выявить особенности церковной интерпретации теории элит в исторической и современной перспективе. Автор отмечает, что важной исследовательской проблемой остаётся неоднозначность и размытость термина «элита». Он продолжает интерпретироваться либо в структурно-функциональном ключе как синоним аристократии, политического истеблишмента, «правящего класса», либо в оценочных критериях как «лучшая», «избранная» часть общества, обладающая непререкаемым авторитетом у сограждан в силу ума, таланта, профессионализма, иных добродетелей. Церковные авторы изучают этот феномен с позиций аксиологического анализа. В этой оптике элитизм политического истеблишмента наделён негативной коннотацией. Это объясняется его «непрозрачностью», в результате которой власть утрачивает личностную составляющую и становится функцией, лишённой нравственного компонента. В статье подчёркивается, что развёрнутая Церковью критика социальной несправедливости и иных «язв» современного мира могла бы иметь все черты риторики «контрэлит» в том случае, если бы речь шла о чисто политическом сообществе. Но поскольку миссия Церкви не исчерпывается политикой, а определяется задачами евангелизации и христианского свидетельства, католические богословы выступают против любых узких дефиниций, которые бы сводили пастырей к «элите», «контрэлите», политическим, иным «лидерам». Концепту светского элитизма Церковь противопоставляет высокий нравственный идеал религиозного избранничества в формах подвижничества и христианского свидетельства.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation