Цель статьи – оценить реальные масштабы ухода европейских компаний с российского рынка после начала специальной военной операции на Украине и степень их заинтересованности в работе на российском рынке. Экспертные оценки опираются на данные оригинальных баз поведения иностранных компаний и участия иностранных компаний в российских отраслевых выставках после 24 февраля 2022 г., составленных авторским коллективом Института международных исследований МГИМО МИД России. Исследование выступает попыткой более объективно оценить стратегии поведения европейских компаний на российском рынке в условиях санкционного давления, а также выявить факторы, определяющие выбор модели поведения. Подобная оценка становится возможной за счёт более критического подхода к анализу стратегии «уход с рынка», наиболее спекулятивной и используемой многими западными исследователями для политизированного преувеличения их влияния на отечественную экономику. По итогам анализа было установлено, что лидерами по числу компаний, покинувших российский рынок, являются Британия, Германия, Финляндия, Польша и Швейцария. Наиболее охотно российский рынок также покидали компании, имеющие наибольшую долю российского рынка в структуре доходов, то есть европейские компании в большей степени чем компании иных государств готовы жертвовать коммерческой выгодой ради соблюдения санкционного режима. Одновременно европейские компании уходят наименее охотно из секторов торговли, сельского хозяйства и пищевой промышленности. Среди заинтересованных стран можно выделить Италию, Германию и Испанию. В результате, масштабы негативного влияния на экономику в целом оказываются ниже, чем оценки, основанные на анализе списочного состава компаний.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации