- Код статьи
- S30345995S0201708325020019-1
- DOI
- 10.7868/S3034599525020019
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 2 (130)
- Страницы
- 5-17
- Аннотация
- В статье проанализированы исторические основания, особенности и перспективы образовательной дипломатии Евросоюза на континенте, а также отношение к ней африканских стран. В задачи ЕC на африканском направлении входит продвижение позитивного образа Европы и ее системы образования. Для этого исторически сложились благоприятные условия, поскольку образовательные системы африканских стран построены европейцами, преподавание ведется на европейских языках, а образовательные программы, как правило, сформированы в интересах бывших метрополий. Тем не менее государства континента заинтересованы в развитии своих систем образования на основе международного опыта, а заложенный европейцами фундамент облегчает решение этой задачи. С одной стороны, борьба африканских стран за независимость и суверенитет, с другой – необходимость переосмысления и преодоления колониального прошлого и неоколониальных стратегий развитыми странами способны породить напряженность и недоверие между Африкой и Европой. Евросоюз предлагает африканским странам свои стандарты в образовании, межуниверситетские проекты и программы академических и студенческих обменов, но не учитывает мнения африканцев о востребованности специальностей. Кроме того, программы обмена зачастую приводят к эмиграции молодых и перспективных специалистов, что лишает африканские страны потенциала для развития.
- Ключевые слова
- Африка Европейский союз колониализм неоколониализм система образования академическая мобильность образовательная дипломатия партнерство ЕС‒Африка
- Дата публикации
- 01.02.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 5
Библиография
- 1. Васильев А.М. (ред.) (2010) Энциклопедия Африка. Т. 1. Изд-во «Энциклопедия», Москва. 959 с.
- 2. Касаткин П.И. (2013) Болонская система образования в контексте политического развития ЕС. Право и управление. XXI век. № 4 (29). С. 70‒77.
- 3. Лебедева М.М. (2009) Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России. Вестник МГИМО-Университета. № 6. С. 200–205.
- 4. Лескина Н.В. (2018) «Образовательная дипломатия» Европейского союза. Сборник материалов всероссийской молодежной научной конференции «Гуманитарная дипломатия: личность, социум и мир». Под ред. К.М. Табаринцева-Романова, Н.В. Козыкина. Издательство Уральского университета, Екатеринбург. С. 164‒169.
- 5. Русакова О.Ф. (ред.) (2015) Soft power: теория, ресурсы, дискурс. Издательский Дом «Дискурс-Пи», Екатеринбург. 376 с.
- 6. Торкунов А.В. (2012) Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО-Университета. № 4. С. 86–89.
- 7. Ajayi J.F.A., Goma L.K.H., Johnson G.A. (1996) The African Experience with Higher Education. James Currey, London, UK. 288p.
- 8. Assie-Lumumbа N.T. (2016) Evolving African attitudes to European education: Resistance, pervert effects of the single system paradox, and the ubuntu framework for renewal. International Review of Education. No. 62(1). P. 11–27. DOI: 10.1007/s11159-016-9547-8
- 9. Coulson A. (1982) Tanzania. A Political Economy. Clarendon Press of Oxford University Press, N.Y., USA. 394 p.
- 10. Duffy J. (1959) Portuguese Africa. Harvard University Press, Cambridge, USA. 403 p.
- 11. Mazrui A.A. (1978) Political Values and the Educated Class in Africa. University of California Press, Berkeley USA. 392 p.
- 12. Mlambo A.S. (2014) History of Zimbabwe. Cambridge University Press, N.Y., USA. 274 p.
- 13. Nshimbi C.C., Develtere P., Debela B.K. (2023) “Rethinking African-European Scientific Cooperation: The case of the platform for African-European studies”. Journal of Contemporary European Research. No. 19(2). P. 262‒279. DOI: https://doi.org/10.30950/jcer.v19i2.1299
- 14. O’Callagan M., Austin R. (1977) Southern Rhodesia: The Effects of a Conquest Society on Education, Culture and Information. UNESCO, Paris, France. 293 p.
- 15. Rwomire A. (1998) Education and development: African perspectives. Education and Development in Africa. Ed. by J. Nwomonoh. International Scholars Publications, San Francisco, USA. P. 227‒240.
- 16. Schmidt S. (2012) Soft Power or Neo-colonialist Power? African Perceptions of the EU. Review of European Studies. Vol. 4. No. 3. P. 100‒110.
- 17. Uchendu V.C. (Ed.) (1979) Education and Politics in Tropical Africa. Conch Magazine, N.Y., USA. 254 p.