ОГПМУСовременная Европа Contemporary Europe

  • ISSN (Print) 0201-7083
  • ISSN (Online) 3034-5995

ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИПЛОМАТИЯ: АФРИКАНСКИЙ ВЗГЛЯД

Код статьи
S30345995S0201708325020019-1
DOI
10.7868/S3034599525020019
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 2 (130)
Страницы
5-17
Аннотация
В статье проанализированы исторические основания, особенности и перспективы образовательной дипломатии Евросоюза на континенте, а также отношение к ней африканских стран. В задачи ЕC на африканском направлении входит продвижение позитивного образа Европы и ее системы образования. Для этого исторически сложились благоприятные условия, поскольку образовательные системы африканских стран построены европейцами, преподавание ведется на европейских языках, а образовательные программы, как правило, сформированы в интересах бывших метрополий. Тем не менее государства континента заинтересованы в развитии своих систем образования на основе международного опыта, а заложенный европейцами фундамент облегчает решение этой задачи. С одной стороны, борьба африканских стран за независимость и суверенитет, с другой – необходимость переосмысления и преодоления колониального прошлого и неоколониальных стратегий развитыми странами способны породить напряженность и недоверие между Африкой и Европой. Евросоюз предлагает африканским странам свои стандарты в образовании, межуниверситетские проекты и программы академических и студенческих обменов, но не учитывает мнения африканцев о востребованности специальностей. Кроме того, программы обмена зачастую приводят к эмиграции молодых и перспективных специалистов, что лишает африканские страны потенциала для развития.
Ключевые слова
Африка Европейский союз колониализм неоколониализм система образования академическая мобильность образовательная дипломатия партнерство ЕС‒Африка
Дата публикации
01.02.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
5

Библиография

  1. 1. Васильев А.М. (ред.) (2010) Энциклопедия Африка. Т. 1. Изд-во «Энциклопедия», Москва. 959 с.
  2. 2. Касаткин П.И. (2013) Болонская система образования в контексте политического развития ЕС. Право и управление. XXI век. № 4 (29). С. 70‒77.
  3. 3. Лебедева М.М. (2009) Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России. Вестник МГИМО-Университета. № 6. С. 200–205.
  4. 4. Лескина Н.В. (2018) «Образовательная дипломатия» Европейского союза. Сборник материалов всероссийской молодежной научной конференции «Гуманитарная дипломатия: личность, социум и мир». Под ред. К.М. Табаринцева-Романова, Н.В. Козыкина. Издательство Уральского университета, Екатеринбург. С. 164‒169.
  5. 5. Русакова О.Ф. (ред.) (2015) Soft power: теория, ресурсы, дискурс. Издательский Дом «Дискурс-Пи», Екатеринбург. 376 с.
  6. 6. Торкунов А.В. (2012) Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО-Университета. № 4. С. 86–89.
  7. 7. Ajayi J.F.A., Goma L.K.H., Johnson G.A. (1996) The African Experience with Higher Education. James Currey, London, UK. 288p.
  8. 8. Assie-Lumumbа N.T. (2016) Evolving African attitudes to European education: Resistance, pervert effects of the single system paradox, and the ubuntu framework for renewal. International Review of Education. No. 62(1). P. 11–27. DOI: 10.1007/s11159-016-9547-8
  9. 9. Coulson A. (1982) Tanzania. A Political Economy. Clarendon Press of Oxford University Press, N.Y., USA. 394 p.
  10. 10. Duffy J. (1959) Portuguese Africa. Harvard University Press, Cambridge, USA. 403 p.
  11. 11. Mazrui A.A. (1978) Political Values and the Educated Class in Africa. University of California Press, Berkeley USA. 392 p.
  12. 12. Mlambo A.S. (2014) History of Zimbabwe. Cambridge University Press, N.Y., USA. 274 p.
  13. 13. Nshimbi C.C., Develtere P., Debela B.K. (2023) “Rethinking African-European Scientific Cooperation: The case of the platform for African-European studies”. Journal of Contemporary European Research. No. 19(2). P. 262‒279. DOI: https://doi.org/10.30950/jcer.v19i2.1299
  14. 14. O’Callagan M., Austin R. (1977) Southern Rhodesia: The Effects of a Conquest Society on Education, Culture and Information. UNESCO, Paris, France. 293 p.
  15. 15. Rwomire A. (1998) Education and development: African perspectives. Education and Development in Africa. Ed. by J. Nwomonoh. International Scholars Publications, San Francisco, USA. P. 227‒240.
  16. 16. Schmidt S. (2012) Soft Power or Neo-colonialist Power? African Perceptions of the EU. Review of European Studies. Vol. 4. No. 3. P. 100‒110.
  17. 17. Uchendu V.C. (Ed.) (1979) Education and Politics in Tropical Africa. Conch Magazine, N.Y., USA. 254 p.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека